ЭКОНОМИКА 
Мировая экономика переживает беспрецедентный кризис. Пандемия COVID-19 продемонстрировала реальный масштаб назревавшего кризиса неолиберальной модели, ускорив его нарастание и усугубив последствия. Ситуация в мировой экономике оказала отрицательное влияние и на экономику Кубы, тем более что это совпало по времени с ужесточением администрацией Дональда Трампа экономического эмбарго, введенным США в отношении Кубы более 60 лет назад. В статье приведена предварительная оценка последствий кризиса с оговоркой о том, что ущерб от него будет зависеть от продолжительности и интенсивности пандемии во всем мире. С учетом открытого характера экономики на Кубе, оценка основывается на прогнозируемой динамике развития мировой экономики. В первой части статьи автор, с опорой на обширную статистику, анализирует международный контекст, в котором развивается экономическая ситуация на Кубе, а также узловые трудности экономического развития страны. Далее автор детально рассматривает ход развития пандемии на Кубе, оценивая ключевые особенности правительственной программы борьбы с COVID-19. Автор делает детальный разбор правительственной программы восстановления и развития экономики, уделяя особое внимание специфике действующего на Кубе денежного режима. В завершающей части статьи приводится анализ основных приоритетов правительства на современном этапе, а именно увеличения валютной выручки, производства продуктов питания и повышения эффективности капиталовложений, особенно прямых иностранных инвестиций. Автор заключает, что определяющими факторами для развития Кубы станут эффективность применения утвержденной правительством экономической политики и оперативность преобразований, которые требуются для преодоления существующих препятствий.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 
Для комплексного и максимально приближенного к реальности понимания американо-кубинских отношений необходимо детально изучить концептуальные основы и исторические предпосылки внешней политики США в отношении латиноамериканского региона в целом и Кубы в частности. С этой целью автор предлагает ретроспективный обзор американского политического курса во взаимодействии с кубинским государством, принимая за отправную точку само образование США как государства из тринадцати первоначальных колоний. Рассматриваются истоки выстраивания американо-кубинского взаимодействия, контекст победы кубинской революции в 1959 г., анализируется политическая мотивация американских лидеров – представителей как Демократической, так и Республиканской партий – в контексте выстраивания отношений с Кубой. При этом политические решения американского руководства в отношении Кубы вписываются в глобальную динамику мировых политических процессов и позиционирования США на международной арене в различные периоды. Реконструируя последовательность связей США с островным государством, автор приходит к выводу о том, что диалог с Кубой всегда велся с позиции силы, при этом доказывается, что такой подход, часто сопровождающийся несправедливыми и деструктивными акциями, сохранялся и в момент потепления, а именно при восстановлении отношений с Кубой в годы президентства Б. Обамы. Автор убежден, что преодоление конфликта между двумя странами будет реально возможно только тогда, когда правительство США в полной мере признает суверенитет Кубы и ее амбиции, нацеленные на более активное вовлечение в региональную и международную повестку.
С избранием Дональда Трампа на пост президента США процесс нормализации американо-кубинских отношений остановился на последовавшие четыре года. После инаугурации президент, как и было обещано в ходе предвыборной кампании, отменил почти все решения своего предшественника Б. Обамы по улучшению двусторонних связей и в дальнейшем последовательно ужесточал санкции против Гаваны, что могло быть продиктовано стремлением сблизиться с ультраконсервативными группами интересов в Вашингтоне, оказавшими ему существенную поддержку на выборах. Парадоксально, что республиканец, обычно не склонный к осторожности в принятии решений, в течение нескольких лет поэтапно вводил новые ограничения на взаимодействие с карибской страной и не спешил сразу использовать все имеющиеся в арсенале рычаги давления. Вероятно, президент таким способом пытался как можно дольше сохранить за собой «разменную карту», которой стал Остров свободы в его внутриполитической игре quid pro quo с новыми внутриполитическими партнерами из числа «ястребов». Поэтому наиболее агрессивные меры Белый дом стал принимать как раз накануне и сразу после президентских выборов 2020 г. Победа демократа Джозефа Байдена, занимавшего пост вице-президента в администрации Барака Обамы, не позволила расчетам ультраконсерваторов реализоваться в полной мере: Куба выдержала прессинг со стороны США и появилась надежда на то, что при новой администрации Вашингтон и Гавана снова сядут за стол переговоров, но на каких условиях стороны могут вернуться к теме нормализации отношений все еще доподлинно неизвестно. В этом смысле многое будет зависеть от окружения президента Дж. Байдена. Кроме того, свою роль сыграют и изменения последних лет в региональных международных отношениях. В этой связи особого внимания заслуживает позиция латиноамериканских государств, американо-кубинской общины в США, а также актуальная расстановка сил в Конгрессе.
При важном геостратегическом значении Кубы для всего американского континента и в условиях усложнения самой природы безопасности, а соответственно, и механизмов ее обеспечения в современном мире, на повестке американо-кубинских отношений крайне остро стоит проблема наркоторговли. В статье рассматривается вопрос борьбы с незаконным оборотом наркотиков в контексте двусторонних отношений между Кубой и США с целью оценить перспективы совместных усилий на этом треке. Автор представляет ретроспективу сначала в большей степени односторонних инициатив американских президентов, которые не приводили к реально ощутимым результатам, в частности в связи с преобладанием ошибочного подхода милитаризации в противостоянии наркотрафику. Новое столетие требует новых форм и качественно более высокого уровня взаимодействия. С заметным потеплением в диалоге с Кубой при Б. Обаме ситуация во многом изменилась, и немалочисленные инициативы именно двустороннего характера стали приносить плоды. Тем не менее с приходом к власти Д. Трампа очевиден откат в сближении, в доказательство чему автор приводит примеры конкретных деструктивных шагов, хотя такая позиция администрации встречала если не открытую критику, то предложения об альтернативных сценариях развития контактов между государствами. Потенциал, существующий в обеих странах для сотрудничества по данному направлению, может быть реализован при условии, что интересы общей безопасности будут преобладать над политическими разногласиями, а государственные каналы кооперации будут укрепляться, при этом динамика данного процесса найдет отражение и в ситуации в регионе в целом.
Изучая возможности Кубы относительно собственного позиционирования среди стран Латинской Америки и Карибского бассейна и в мире в целом, автор выделяет несколько значимых факторов, включая политический курс США, венесуэльский вопрос, а также соотношение политических сил в регионе и внутреннюю политику Кубы. Здесь же стоит учитывать глобальные тенденции, которые проецируются и на региональную динамику. Примечательна в этом контексте конфигурация интеграционных объединений в Южной Америке: реалии таковы, что их политическая ориентация, как и внешнеполитические устремления ключевых игроков, предопределяет перспективы участия в этих объединениях для конкретных стран региона. В условиях наблюдаемых сегодня китайско-американских разногласий проведение странами-лидерами Латинской Америки своей политики в фарватере США ограничивает те возможности, которые для региона открывает сотрудничество с Китаем. Что же касается Кубы, то происходит ее вовлечение в регион – в основном через дипломатические, экономические, культурные, миграционные каналы, но и за счет политического диалога, а также сотрудничества в конкретных областях. Так, перспективной сферой видится здравоохранение, хотя со стороны США наблюдаются попытки блокировать кубинские амбиции на этом направлении. Нынешнюю расстановку политических сил, усугубленную деятельностью администрации Д. Трампа, нельзя назвать благоприятным сценарием для Кубы. Тем не менее подобные обстоятельства послужили некой проверкой национальной дипломатии на способность поддерживать хрупкий баланс таких компонентов, как защита национального суверенитета, поддержка ближайших союзников и сохранение дипломатических и экономических отношений с правительствами стран региона в условиях кризиса и ослабления тех региональных интеграционных механизмов, которые для Кубы являются приоритетными.
Страны Азии и Океании занимают заметное место во внешнеполитической ориентации Кубы, что особенно актуально сегодня, когда страна столкнулась с очередным усилением ограничений со стороны США, а также пытается преодолеть кризис, обусловленный пандемией Covid-19. Автор анализирует историю и потенциал сотрудничества Кубы с Азией, которая является самым динамично развивающимся регионом в мировой экономике, с целью продемонстрировать уровень существующего взаимодействия и перспективы открывающихся возможностей. В статье представлен обзор процесса установления Кубой дипломатических отношений со странами Азии и Океании, где отражены как стимулы, так и трудности, которые эту динамику сопровождали. Рассматриваются направления сотрудничества со странами региона, включая сферы здравоохранения (обмен медицинскими специалистами, поддержка медицинскими бригадами, передача диагностического оборудования и препаратов), сельского хозяйства и продовольственной безопасности, академический обмен и проч. Отдельное внимание уделено торговле, при этом изучаются экономические связи с ключевыми партнерами с учетом структуры товарооборота. В заключение подчеркивается существенная важность развития уже консолидированных и имеющих тенденцию к укреплению отношений Кубы с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона – как с его «гигантами», так и с малыми государствами. Такая перспектива подкрепляется и политическими предпосылками, в частности тем, что в политическом плане страны региона выражают поддержку и согласие с Кубой во многих двусторонних и многосторонних аспектах, особенно в части, связанной с осуждением экономической и финансовой блокады США в отношении Кубы.
В статье рассматривается эволюция кубинской медицинской дипломатии при правительстве Рауля Кастро и Мигеля Диас-Канеля. Автор показывает, что сущностью кубинской национальной системы здравоохранения, сложившейся после революции 1959 г., является ее доступность. В момент распада социалистического блока Куба сумела сохранить, а в дальнейшем – превзойти достигнутый уровень развития медицины. Наличие большого количества медицинских специалистов позволяет социалистическому правительству Острова сотрудничать с десятками государств по всему миру. Под руководством Р. Кастро экспорт медицинских товаров и услуг стал основным источником валютных поступлений и драйвером экономического роста, а медицинская дипломатия – важным инструментом мягкой силы, который используют для формирования привлекательного образа государства у мирового сообщества. При этом кубинское правительство сочетает прагматизм, увеличивая рентабельность программ, и альтруизм, предоставляя безвозмездную помощь наиболее нуждающимся странам. Основная сложность в развитии этого направления внешней политики Кубы связана с североамериканским эмбарго. В 2018 г. правительство США организовало компанию по дискредитации кубинского медицинского интернационализма. Эта политика направлена на дальнейшее ограничение доступа к необходимым ресурсам с целью дестабилизации социально-политической обстановки. Также негативно сказался и «правый поворот» в регионе, в результате которого неолиберальные правительства ряда стран отказались от медицинского сотрудничества с Кубой. В то же время, тенденции последних лет говорят о намечающемся повторении «сдвига влево», что в перспективе может упрочить кубинские позиции в регионе. Кроме того, пандемия коронавируса показала, что мировое сообщество нуждается в медицинских силах быстрого реагирования, основой для которых могли бы стать кубинские миссии.
ИНТЕРВЬЮ 
Интервью с Эленой Марией Диас Гонcалес, профессором Латиноамериканского института социальных наук (FLACSO). Научная деятельность профессора Диас Гонcалес сосредоточена на анализе социального развития Латинской Америки и существующих противоречий в области государственной политики и гендерных вопросов. Она возглавляла многочисленные исследовательские группы, занимавшиеся изучением исследовательских материалов по истории Кубы, динамике развития острова и его значению на мировой арене, а также кубинской помощи странам, нуждающимся в международной гуманитарной поддержке, особенно в условиях стихийных бедствий. Кроме того, в своих работах профессора Диас Гонcалес исследовала различные диспропорции, связанные с последствиями политики США в отношении Кубы, отслеживая с помощью исторического и аналитического инструментария коридоры возможностей для мировых лидеров в финансовой, политической и дипломатической сферах. Профессор также фокусирует свое внимание на достижениях и вызовах, стоящих перед кубинским обществом в рамках политики, направленной на уважение национального суверенитета.
ISSN 2658-5219 (Online)